Объект тестирования
В качестве объекта тестирования нами выбран перфоратор Stanley SHR263K. Почему именно он? Это классическая по форм-фактору корпуса (соосный со шпинделем привод и пистолетная рукоятка) и средняя по техническим характеристикам машина, которую могут применять как любители, в качестве основного сверлильно-долбёжного инструмента, так и профессионалы в качестве вспомогательного.
У перфоратора три режима работы – сверление, сверление с ударом и долбление. Патрон типоразмера SDS-Plus позволяет работать со сменным инструментом – буром или долотом, у которых хвостовик диаметром до 10 мм имеет четыре паза (два направляющих и два для фиксирующих шариков). Его мощности – 800 Вт – достаточно для уверенной работы бурами диаметром до 14 мм. Отверстия диаметром 26 мм в бетоне, что указано в техническом паспорте, он ещё способен делать, но – это предел его возможностей. Силы удара в 3,4 Дж достаточно для эффективного снятия старой плитки, удаления наплывов на бетонных конструкциях или штробления стен из силикатного кирпича, а также газобетонных блоков. Масса машины 2,6 килограмма, что по руке мастеру любой комплекции.
Результаты тестирования
В работе инструмент показал себя вполне адекватно. Уровень шума и вибрации приемлемый, а благодаря дополнительной рукояти и демпфирующей накладке на задней кромке корпуса перфоратор удерживается на месте без особого труда. Нагревается он (особенно корпус редуктора) довольно прилично, но выхода за пределы рамок для инструмента такого уровня по этому критерию мы не обнаружили. Так же, как и критического износа каких-либо элементов конструкции или изменения тона при работе. Нас порадовало то, что на муфте, а также в местах стыка редуктора и корпуса не было обнаружено потёков смазки.
Дальше производилось вскрытие для обнаружения возможных повреждений. Бетонную пыль, да и то в незначительных количествах, мы нашли лишь рядом со щёточным узлом. Впрочем, это ожидаемо, ведь рядом с ним в корпусе устроены вентиляционные отверстия. Пыль была замечена и в районе кнопки «Пуск», ведь там лабиринтное уплотнение деталей корпуса отсутствует.
Щёточный узел не претерпел каких-либо существенных изменений. Спиральные пружины упругости не потеряли, сами щётки притёрлись, но остались приличной длины, замены им не требуется.
После снятия якоря стало заметно, что компаундный лак немного потемнел, но для интенсивной эксплуатации такой результат нормален. Коллектор потускнел, но его ламели не истёрлись, что говорит об оптимальном подборе материала щёток: будь они жёстче, то были бы заметны царапины, а если излишне мягкими, то графитная пыль покрасила всё в чёрный цвет. Подшипник на заднем конце вала остался вполне целым, при его вращении не было заметно ни шумов (так называемого сухого свиста), ни задержек. Передний износился чуть больше, но для точной диагностики необходим или большой опыт, или специальное оборудование. В общем, срок его службы должен быть не меньше, чем на другом конце вала. Червячная шестерня привода редуктора лишь отполировалась, ни сколов, ни завальцованных краёв мы не обнаружили. На задней крышке редуктора мы нашли немного графитной пыли, она же была и на крышке статора. Бетонной пыли не видно нигде, что объяснимо: вся она выдувается крыльчаткой на валу ротора.
Видеообзор перфоратора Stanley SHR263K
После разбора редуктора мы обнаружили явные признаки эксплуатации: смазка потемнела и немного пахла горелым. Тем не менее, её консистенция почти не изменилась. Все шестерни остались в рабочем состоянии, на их зубьях не было сколов и других механических повреждений. Цилиндр ударного узла, в котором размещается боёк, снаружи немного поцарапан, но не более того. Проверка герметичности уплотнения бойка дала положительный результат: если заткнуть отверстия на боках цилиндра и резко вдавить боёк внутрь, то он без задержек вылетает обратно. Так и должно быть. В общем, весь узел имеет признаки умеренного механического износа.
Теперь о механике – патроне SDS-Plus и его уплотняющих деталях. Пыльник ствола, защищающий отверстие для установки бура, повреждений не имел. Это зависит и от качества резины, и от наличия смазки пыльника – перед тестом мы её заложили. Направляющие шлицы патрона имели признаки незначительного износа – они немного потёрлись, но нарушений геометрии мы не обнаружили. Тарельчатая шайба фиксатора успешно противостояла давлению шарика и не была им продавлена. В целом весь крепёжный узел для сменного инструмента оказался во вполне работоспособном состоянии, мало отличающимся от нового. Буры и долота в нём держатся так же надёжно, как и в момент покупки.
Конструктивные особенности
Перед проведением теста мы не отказали себе в удовольствии посмотреть на внутреннее устройство «пациента». Тем более что после его окончания нам необходимо было знать, что изменилось.
Перед вскрытием было отмечено, что сборка проведена качественно, сопряжение деталей корпуса и редуктора не вызывает нареканий. Внутри на рукояти мы обнаружили маркировку пластика. Она соответствует международному обозначению полиамида с армирующими нитями. Индекс 30 является стандартным для качественного электроинструмента. Фактически за прочность корпуса перфоратора можно не переживать.
Редуктор с металлическими шестернями построен по схеме качающегося подшипника. Схема эта хорошо себя зарекомендовала и не вызывает нареканий. Боёк с компрессионным кольцом и спиральной выточкой, из-за которой проходящий воздух поворачивает его. Это делает износ кольца равномерным и увеличивает ресурс всего ударного узла. На стволе перфоратора установлена традиционная скользящая предохранительная муфта, что является решением хоть и бюджетным, но вполне надёжным. После снятия крыльчатки системы принудительного охлаждения мы получили доступ к переднему подшипнику редуктора и убедились, что он имеет защитную шайбу, которая предотвращает попадание масла в двигатель. Такое решение используется на полупрофессиональных перфораторах бренда Bosch. Смазки средней консистенции в редукторе в самый раз – её и не много, и не мало. Липнет она к деталям хорошо и выглядит на твёрдую четвёрку.
В целом осмотр конструкции подтверждает, что при отсутствии наворотов, делающих её дороже, она соответствует всем канонам сверлильно-долбёжного инструмента среднего класса. Все очень просто, добротно и надёжно, основные узлы машины имеют неплохую подстраховку.