Зита и Гита
Подача вокала, особенно мужского, чем-то напомнила Denton. В нем есть лоск, жизнь, эмоциональность и история. Ей-богу, Трента Резнора хотелось укутать в плед и вручить ему какао, чтобы не слишком печалился.
Новый материал диффузоров Klarity должен играть чисто и прозрачно — в принципе, с этим он справляется
А вот в A Perfect Circle, а также в Stone Sour я заметила одну особенность, которой славились еще 11-е Diamond: мужской вокал иногда как-то отрывается от основного микса и парит отдельно от него. Он остается полным чувств и живым, но будто бы находится на расстоянии от всей остальной музыки. И понять, отчего так происходит, я не смогла: один и тот же Кори Тейлор в балладах Slipknot звучал вровень с инструментами, а в Stone Sour — нет.
В каких-то мелодиях эта особенность, как мне кажется, наоборот, играет на руку — в чем-нибудь психоделично-роковом вроде Talk Talk, Kyuss или спокойных мелодий Black Rebel Motorcycle Club. С треком «Fire Walker» от последних я почти поймала гипнотический эффект со всеми нуарными переливами и густыми гитарами, в которые вплетается тягучий вокал, но мне чуть не хватило трехмерности.
Сцену акустика в параллельной расстановке строит скорее плоскую и широкую, нежели глубокую. Эффект немного меняется при развороте на себя: ширины становится меньше, а глубины побольше.
Детальность в среднечастотном диапазоне отличная: в треках 1/2 Orchestra можно проследить за всеми духовыми инструментами, между ними достаточно пространства и места, на виртуальной сцене они расставлены свободно. И динамика при этом тоже не страдает — есть хвостики послезвучий, но они скорее добавляют трехмерности, будто бы округляя звук, а не загрязняют его.
Такой же эффект — скругления за счет затуханий — чувствовался и на низах. Особенно ярко он себя проявил на Noisia: басовики хорошо справлялись с жуткой долбежкой, не надрываясь на самых раскатистых сэмплах, лишь немного смазывая их границы и добавляя четкому биту небольшие хвосты. Вот только в некоторых треках ощущалась легкая сухость баса: будто бы объем есть, а того, что должно быть внутри этого объема, не доложили.
И еще колонки могут играть шустро. Что подперченную электронщиной альтернативу вроде Pendulum и Celldweller, что проговые переборы Тосина Абаси — каждый бит, каждое касание струны различимы и не идут непрерывным потоком. Правда, в моих заметках написано, что Infected Mushroom «красиво жужжит, но недостает адского кутежа» — и теперь я не вполне уверена, что же имелось в виду. Вполне возможно, это тоже отсылка к периодически скатывающемуся в сухость басу.
Подробности
Производители Hi-Fi иногда бывают на удивление скупы на технические комментарии, словно в самом названии материалов и технологических решений кроется некий страшный секрет. К счастью, Wharfedale не из таких: про свои Diamond они рассказывают побольше, чем порой удается услышать про сложнейшую акустику High End. Изучать все это довольно интересно, тем более, что одиннадцатая серия заметно отличается от предыдущей десятой и всех, что были до того. Естественно, все изменения подаются разработчиком исключительно в положительном ключе, как очевидные улучшения, но мы-то знаем…
Без грилей новые Diamond 11 похожи на предыдущие Diamond 10, стоящие на заднем плане
Итак, внешность осталась вполне узнаваемой: выгнутые стенки корпуса, СЧ/НЧ-динамики с плетеными диффузорами. Дизайн вполне типичен. Диффузор сделан из классического для Diamond-ов кевларового волокна, зато подвес совершенно новый — вместо резины используется полиуретановая пена. По словам разработчиков, это дает большой рабочий ход без искажений и отклонений от поршневого режима работы. Соответственно, и звуковая катушка имеет большую длину, а керн магнитной системы оснастили медным кольцом Фарадея, чтобы выровнять интенсивность поля в зазоре. Сам магнит также весьма крупный для столь компактного излучателя. Конструкция корзины динамика с большим количеством окон призвана обеспечить высокую жесткость в сочетании с максимальной ее прозрачностью для потоков воздуха, возникающих при интенсивном движении диффузора. Все эти ухищрения, конечно, не напрасны, ведь для того, чтобы работать эффективно и басовито, небольшой 13-см динамик обязан иметь солидный рабочий ход.
Наличие гриля радикально меняет внешний вид
В твитере также используется керн с медным кольцом Фарадея для выравнивания магнитного поля, но его центральная часть имеет сквозное отверстие, отводящее воздух из-под мягкого купола назад в специальную камеру, что должно снизить искажения и уменьшить эффект компрессии при интенсивной работе твитера. Кроссовер акустики собран по принципам, явно заимствованным из сферы High End. При его настройке был проведен точный подбор номиналов, но, кроме того, инженеры подбирали тип компонентов кроссовера и даже корректировали топологию платы для наилучшего звучания.
Множество колец пластика, окружающих твитер, увеличивают его визуально
Корпус акустики весьма непрост: помимо использования выгнутых боков, избавляющих от переотражений и повышающих жесткость конструкции, сами стенки корпуса являются многослойными и склеены из материалов с различным коэффициентом внутреннего демпфирования. На стенках корпуса наклеен специальный материал, поглощающий звуковые колебания в широком диапазоне частот. Особая гордость — сложное акустическое оформление. Фазоинвертор направлен вниз и излучает он в щель между дном акустики и жестко закрепленным на нем подиумом. Таким образом, внутри корпуса находится типовая труба фазоинвертора с расширяющимся наружу портом, а снаружи мы имеем уже щелевой порт с направленностью 360 градусов. Подобные решения можно встретить в крупных напольных колонках, но в миниатюрных (да еще и бюджетных) полочниках это совершенно неожиданное решение. Разработчики заявляют, что такой порт позволяет существенно усилить отдачу в басовом диапазоне, а маленьким полочникам это уж точно не повредит.
Тонкие материи
С вокалом и средними частотами в целом Diamond 12.2 работают аккуратно, с долей сдержанности, которая относится к тому диапазону, где обитает высокий женский вокал. При рассматрении предыдущего трека претензий у меня не нашлось. Но и запись вокала там, откровенно говоря, не самая впечатляющая, хотя и содержит в себе интригующие французские акценты.
Гораздо интереснее работать с Halie Loren и ее композицией «С’Est Si Bon». Интрига остается, но вокал более разнообразен и игрив.
Здесь возникает сложность в интерпретациях полученных результатов, потому как в моей слуховой памяти плотно сидит эта же композиция в исполнении одного из полюбившихся сетапов. Но сетап этот выступает в другой лиге, а слуховая память — она такая, ей все равно, какие там у кого лиги. Ей подавай тембральных оттенков и нюансов артикуляции.
Так вот, в общих ощущениях — не хватило отдачи Diamond 12.2 по «тонким материям». Это успешно фиксируется, когда знаешь, что «тонкие материи» в треке есть, но в данный момент воспринять их на слух не получится.
С другой стороны, можно поставить себя на место слушателя, который впервые услышал эту композицию на этой же системе. Хватило бы мне эмоций и интонационной филигранности? Вполне. На этом и остановимся.
При работе Wharfedale Diamond 12.2 с верхней частью среднечастотного диапазона слышно, что вариант настройки, применимый к этим полочникам, подразумевает некую комфортную подачу музыкального материала. На практике это выражается в том, что та часть средних частот, в которой обитают сибилянты, ловко приглушена.
Теперь «грязные» треки можно слушать громко и без прищура, но взамен мы жертвуем каплей вокальной воздушности. Критична ли эта потеря? По большому счету — нет, потому как она ощущается не как грубый провал диапазона, а как умелое маневрирование автомобиля на чемпионате мира по дрифту.
На этом этапе в голову пришла мысль, что подобный подход к настройке звука мне где-то уже встречался… Но не будем торопиться с выводами! Нужно рассмотреть и высокие частоты, чтобы выводы были основаны на общей оценке всех диапазонов.
«K» is for Klarity
А какие динамики, о-о-о! В этой серии вместо уже ставшего привычным кевлара дебютируют СЧ/НЧ-излучатели с диффузорами из материала Klarity. Искаженное английское слово «разборчивость» (есть еще варианты перевода «чистота» и «прозрачность») в названии композита прямо говорит о том, чего хотели добиться инженеры компании.
В основе Klarity лежат полипропилен и слюда, за счет чего диффузор получился легким, но при этом жестким. Жесткости добавляют и небольшие ребра, расходящиеся кластерами лучиков от пылезащитного колпачка (и формирующие значок радиационной опасности).
В достаточно глубоких динамиках, дополненных демпфирующими кольцами, постарались достичь двух целей: малой окраски и хорошей динамики. Причем серьезное демпфирование не потребовалось — как раз за счет долгих экспериментов с формой диффузора и ребрами жесткости удалось добиться оптимальных свойств.
В магнитной системе динамиков магию творит алюминиевое компенсационное кольцо, которое минимизирует эффект изменения индукции при движении катушки. Если верить компании, за счет этого динамики избавились от искажений, в том числе и интермодуляционных.
Акустика построена по 2,5-полосной схеме. Кроме двух СЧ/НЧ-динамиков кроссовер LKR со спадом в 24 дБ на октаву работает еще и с 25-мм твитером с мягким куполом из полиэстера. Твитер чуть утоплен в звуковод и окружен демпфирующим кольцом переменной высоты — для контроля дисперсии и отражений.
Защитные решетки у Diamond 12.4 магнитные и очень утилитарные. Они закрывают всего лишь половину колонки, заканчиваясь сразу за динамиками, на них нет ни логотипа, ни чего-либо еще. Получается такая вариация на тему «черный верх, белый низ».
В комплекте с боковинами, оформленными под светлое дерево, выглядит странновато. Без грилей же акустика смотрится очень хорошо: нарочито неровные демпферы вокруг динамиков, ребристые диффузоры, крупные пылезащитные колпачки — в этом есть свой особенный стиль.
Вот только он несколько меркнет перед предыдущим поколением Diamond. Нет этих округлых, пухлых боков, нет россыпи динамиков на фронтальной панели, нет направленного в пол фазоинвертора и серебрящегося металла в отделке. Зато есть что-то… стандартизированно-хайфайное. Более классическое. И ни демпферы, ни пропорции от этого ощущения классики не спасают. Нельзя сказать, что это плохо — но 11-е Diamond, как мне кажется, смотрелись интереснее.
Отличаются колонки не только снаружи, но и внутри. Разница между поколениями такая, что Diamond 11 и Diamond 12 сложно назвать родственниками. В том числе и в плане звука. Правда, все же есть фамильные особенности, которые мой коллега отметил в своем тесте Diamond 11.4.
Наша афиша | Вся афиша
YBA Heritage CD100 — Послушаем CD?
Поддержим диски — этот носитель в свое время буквально открыл нам глаза (и уши) на то, каким крутым может быть цифровой звук!
Unison Research Unico Nuovo — Секретная формула хорошего усилителя
В его схемах течет горячий итальянский ток, который наполнит любую акустику, а с ней и любую музыку определенно выверенной полнотой.
MartinLogan Motion 15i — полочная акустика
Они сразу же покоряют отличным разрешением и всеохватывающей сценой, которая просто в разы превосходит размеры этих полочников!
PMC twenty5.26 — фантастически реально и математически волшебно
PMC twenty5.26 ответственно подходят к своей обязанности: поднимают не только музыку, но и слушателя вместе с ней на новый уровень звука и ощущений от него.
Audio Physic Classic 5
Когда послушаешь их — сразу понятно, куда целятся немецкие инженеры: приятная нейтральность, легкость и воздушность..
Когда же дело доходит до басовой части — осторожно, с «классикой» шутки плохи!
Полочная акустика Klipsch Reference R-41M
Очень миниатюрные и симпатичные — они выглядят, как подарок подрастающему меломану.
Но не забываем, что это все-таки Клипш!…
Усилитель интегральный Jadis I-35 KT88 Genalex
Jadis I-35 — доброта и забота о звуке, внимание и к музыке, и к слушателю. Он больше похож на интерьерный перформанс из будущего, чем на усилитель..
Bluesound представили замену сетевого плеера Node 2i и устройства «все-в-одном» PowerNode…
Arcam AVR20 — высококлассный AV-ресивер
Arcam AVR20 — это продвинутый AV-ресивер, при проектировании которого учитывались самые высокие и современные потребности домашних кинотеатров.
McIntosh MC1502 и C22 Mk V — красиво, изысканно, утонченно и дорого
Усилитель мощности MC1502 в компании с предусилителем C22 Mk V хорошо демонстрируют, на что способна система, которая была согласована еще на этапе чертежей
Фильтр электропитания Shunyata Research Everest
Когда распределитель питания Shunyata Research Everest включается в состав музыкальной системы — слушателю достаются именно такие ощущения: поразительный, исключительный и определенно высочайший уровень!
Primare NP5 Prisma
NP5 Prisma — «Мал, да удал» — это как раз про него, в точку. Главное — внутри: с приходом в домашнюю систему NP5 Prisma вам становится доступен такой сложный сам по себе, но такой понятный в реализации Primare мир цифровой музыки!
Дизайн выдержан в швейцарском стиле Piega: слегка округлые корпуса выглядят очень изящно, свежо и стильно.
Neat Acoustics Motive SX1
Neat Acoustics славятся не только изобарическими кабинетами — фазоинверторное оформление также встречается среди их акустики.
Современные технологии и точный британский расчет, известные инженеры и европейская сборка…
Четвертая версия музыкальной системы от Ruark порадует любого слушателя…
Copland CSA100 — покоритель многих комнат для прослушивания
Copland предлагет отличную динамику, объем и «дыхание» в звуке, которые становятся доступными благодаря грамотной реализации гибридного тракта.
Atlas Cables представил свою новую разработку — «Achromatic plugs»
Великолепное разрешение, игривость и отточенный тональный баланс — просто возмутительно, как они это делают?!?
Ayon Audio Scorpio KT88 — «Австрийская лампа»
Когда к Scorpio подключена акустика, а через один из четырех RCA-входов он получил сигнал — для слушателя начинается увлекательное приключение…
Наша афиша | Вся афиша
YBA Heritage CD100 — Послушаем CD?
Поддержим диски — этот носитель в свое время буквально открыл нам глаза (и уши) на то, каким крутым может быть цифровой звук!
Unison Research Unico Nuovo — Секретная формула хорошего усилителя
В его схемах течет горячий итальянский ток, который наполнит любую акустику, а с ней и любую музыку определенно выверенной полнотой.
MartinLogan Motion 15i — полочная акустика
Они сразу же покоряют отличным разрешением и всеохватывающей сценой, которая просто в разы превосходит размеры этих полочников!
PMC twenty5.26 — фантастически реально и математически волшебно
PMC twenty5.26 ответственно подходят к своей обязанности: поднимают не только музыку, но и слушателя вместе с ней на новый уровень звука и ощущений от него.
Audio Physic Classic 5
Когда послушаешь их — сразу понятно, куда целятся немецкие инженеры: приятная нейтральность, легкость и воздушность..
Когда же дело доходит до басовой части — осторожно, с «классикой» шутки плохи!
Полочная акустика Klipsch Reference R-41M
Очень миниатюрные и симпатичные — они выглядят, как подарок подрастающему меломану.
Но не забываем, что это все-таки Клипш!…
Усилитель интегральный Jadis I-35 KT88 Genalex
Jadis I-35 — доброта и забота о звуке, внимание и к музыке, и к слушателю. Он больше похож на интерьерный перформанс из будущего, чем на усилитель..
Bluesound представили замену сетевого плеера Node 2i и устройства «все-в-одном» PowerNode…
Arcam AVR20 — высококлассный AV-ресивер
Arcam AVR20 — это продвинутый AV-ресивер, при проектировании которого учитывались самые высокие и современные потребности домашних кинотеатров.
McIntosh MC1502 и C22 Mk V — красиво, изысканно, утонченно и дорого
Усилитель мощности MC1502 в компании с предусилителем C22 Mk V хорошо демонстрируют, на что способна система, которая была согласована еще на этапе чертежей
Фильтр электропитания Shunyata Research Everest
Когда распределитель питания Shunyata Research Everest включается в состав музыкальной системы — слушателю достаются именно такие ощущения: поразительный, исключительный и определенно высочайший уровень!
Primare NP5 Prisma
NP5 Prisma — «Мал, да удал» — это как раз про него, в точку. Главное — внутри: с приходом в домашнюю систему NP5 Prisma вам становится доступен такой сложный сам по себе, но такой понятный в реализации Primare мир цифровой музыки!
Дизайн выдержан в швейцарском стиле Piega: слегка округлые корпуса выглядят очень изящно, свежо и стильно.
Neat Acoustics Motive SX1
Neat Acoustics славятся не только изобарическими кабинетами — фазоинверторное оформление также встречается среди их акустики.
Современные технологии и точный британский расчет, известные инженеры и европейская сборка…
Четвертая версия музыкальной системы от Ruark порадует любого слушателя…
Copland CSA100 — покоритель многих комнат для прослушивания
Copland предлагет отличную динамику, объем и «дыхание» в звуке, которые становятся доступными благодаря грамотной реализации гибридного тракта.
Atlas Cables представил свою новую разработку — «Achromatic plugs»
Великолепное разрешение, игривость и отточенный тональный баланс — просто возмутительно, как они это делают?!?
Ayon Audio Scorpio KT88 — «Австрийская лампа»
Когда к Scorpio подключена акустика, а через один из четырех RCA-входов он получил сигнал — для слушателя начинается увлекательное приключение…
Коротко о важном
Впрочем, эта часть будет самой непродолжительной: в высокочастотном диапазоне Diamond 12.2 звезд с неба не хватают. Но и особых вопросов к ним предъявить нельзя. Отчасти из-за того, что в уме уже прочно обосновалась стоимость этих полочников и, как следствие — умерились аппетиты. С другой стороны — это действительно прозрачные, чистые и детальные высокие частоты.
Кстати, заодно рассмотрим джазовое направление — думаю, что это один из самых популярных музыкальных стилей на сегодняшний день, и обходить стороной его не стоит.
Но и трек выберу непростой — «Hallelujah Time» в исполнении Christian McBride Trio. Здесь и прекрасные перкуссии, и скоростной контрабас, который, к удивлению, «даймонды» отыграли четко, без каких-либо излишних протяжек или неточностей тонов.
Касаемо перкуссий — на фоне чуть приглушенной зоны высоких средних может создаться впечатление, что высокие акцентируются. Но такие выводы преждевременны, так как, если провести условное сравнение уровня подачи высоких и средних частот, приходит понимание, что они идут вровень. Как по количеству, так и по качеству.
Пару слов можно сказать и о построении воображаемой сцены: она располагает к себе глубиной и приличным масштабом, но образы в ней не всегда имеют четкие очертания. Впрочем, это замечание не носит претензионный характер и может зависеть от многих переменных.
Дылда!
Первое, чем поражают Diamond 12.4 — так это габаритами. Мне кажется, это чуть ли не самые высокие напольники из этой категории — аж 115 см с учетом комплектных шипов. Обычно бюджетные напольные колонки едва достигают метра. И, как мне кажется, большая высота — это плюс
Намного проще будет разместить акустику с учетом высоты места для прослушивания (я недавно экспериментально подтвердила, что это очень даже важно)
К этой акустике как никогда применима фраза «высокая и стройная»: плюсом к немалому росту идет достаточно узкая фронтальная панель, на которой 6,5-дюймовые СЧ/НЧ-динамики смотрятся заметно мельче, чем они есть на самом деле. А вот в глубину новые Diamond почти в два раза больше, чем в ширину. Так что в плане пропорций модель получилась интересной.
Пропорции могут казаться комичными, но на деле тщательно просчитаны
Ножки вынесены по бокам от корпуса на двух направляющих. Шипы достаточно массивные, и узкая колонка стоит на них устойчиво — я пыталась ее опрокинуть, и для этого потребовалось немало усилий. Конструкция вышла сбалансированная.
Корпус с фазоинвертором, причем порт вынесен в верхнюю часть задней панели. Фирменную схему с выведенным в пол портом оставили для более солидных линеек. И это уже, наоборот, усложняет расстановку акустики в помещении — ей нужно минимум 50–70 сантиметров до стены. Клеммы для подключения акустики разместились внизу. Их две пары, установлены они под углом крест-накрест — часто встречающийся вариант у Wharfedale.
Конструкция корпуса — сэндвичная, причем, если верить компании, в ней учтены даже резонансные свойства клея, соединяющего слои. Все ради того, чтобы сделать сам корпус максимально бесшумным и не влияющим на аудиосигнал.
Жесткости добавляют внутренние распорки, а задняя панель и вовсе переменной толщины — в итоге весит одна колонка 22 кг, что, опять же, для этого класса акустики очень даже немало. Внутренний объем тщательно просчитан, чтобы воздух работал «в гармонии» с динамиками.
Слот и сэндвич
Колонки выполнены по двухполосной схеме в акустическом оформлении типа «слот». Его особенность заключается в том, что порт фазоинвертора направлен вниз и находится между корпусом и основанием акустических систем, образуя по периметру щель заданной ширины. Такая конструкция позволяет оптимально согласовать давление воздуха внутри акустических систем и снаружи, в итоге снижает эффект турбулентности, тем самым улучшая бас. И в отличие от заднего порта фазоинвертора такие колонки можно поставить близко к стене.
За куполом высокочастотного динамика скрывается ряд любопытных технологических решений
Материал корпусов представляет собой сэндвич из МДФ-панелей переменной плотности, а их форма образует в сечении сложный профиль, близкий к параболическому, благодаря которому, по заявлению производителя, удалось снизить резонансную частоту на 25 дБ. Изнутри корпуса усилены ребрами жесткости, достаточно плотно заполнены звукопоглотителем и покрыты специальным материалом для дополнительной акустической абсорбции.
Батарея электродинамических головок состоит из двух излучателей: средне-низкочастотного с кевларовым диффузором и высокочастотной головки с текстильным куполом, оформленным в небольшой рупор для улучшения дисперсии.
Небольшой рупор значительно улучшает дисперсию звуковых волн в области высоких частот
Подвес СЧ-драйвера сделан, как пишет компания, «на основе вспененного материала», внешне похожего на поролон, однако, возможно, имеющего несколько иные характеристики. Если же мои догадки верны, то использование этого материала — недвусмысленный намек на то, что основной акцент был сделан разработчиками на воспроизведение средних частот, а значит, акустика изначально ориентирована на опытного слушателя, предъявляющего особые требования к качеству фонограмм и их воспроизведения. Сегодня производители используют подобные технологии только в тех случаях, когда требуется достичь экстремально высоких акустических характеристик.
Необычное сочетание кевларовых диффузоров и широких подвесов из «вспененного материала»
Динамики оснащены мощными, массивными магнитами, улучшающими чувствительность и контроль перемещения диффузора при воспроизведении низких частот. Увеличенная масса магнита повлекла за собой и ряд конструктивных изменений, направленных на достижение особой прочности и жесткости всей системы в целом. Так, например, было значительно переработано шасси, чья сетка ребер напоминает ажурные металлические пролеты архитектурных сооружений конца 19 начала 20 века.
Компания пишет, что расширила частотный диапазон твитера, а специальная камера обеспечила резонансную частоту ниже 800 Гц и линейность во всем диапазоне. Также в нем используется керамический магнит усиленной мощности, который, по мнению производителя, дает более мягкий и плавный звук в сравнении с неодимовым магнитом.
Поставить к стенке
Комната для прослушивания имела сложную для акустики квадратную форму, а мы еще нарочно усугубили ситуацию, поставив колонки ближе к середине и не забыв построить идеальный слушательский «треугольник». На недавнем тесте другой системы это расположение отлично себя оправдало, попробуем повторить результат.
Быстрые и четкие басы, говорите?… Тогда давайте начнем с «Thunderstruck» AC/DC. Такое ощущение, что у Криса Слэйда отобрали ударную установку и вручили пионерский барабан. Похожая ситуация и с различными композициями Judas Priest. А посему вернемся к классическому расположению колонок у стены.
Два низкочастотных диффузора изготовлены из плетеной арамидной ткани и снабжены длинноходными подвесами
Вот теперь чувствуются и удар, и драйв при четкой проработке средних частот, особенно вокала. Кажется, что Брайан Джонсон вырвался из жесткого массивного корпуса и пронзительно кричит тебе прямо в лицо. Пусть англичане сами указали, что из-за специфичного расположения фазоинвертора колонки не особо чувствительны к «фактору стены», однако и акустику комнаты никто не отменял. Так что первый вывод — EVO 4.4 требуют вдумчивой расстановки в конкретном помещении.
Но меня не покидает чувство, что колонки способны на большее. А в комнате как рояль в кустах обнаружилась пара моноблочных усилителей Quad Elite QMP, которые вместе стоят в два с лишним раза больше колонок, зато и выдают по 260 Вт на канал.
Вот сейчас обещанные отчетливость и скорость на низах ощущаются в должной мере. Скоростная бас-бочка и быстрые гитары в композиции «The Fire Still Burns» DragonForce выпуклы, натуральны, не давят массой, а подкупают детальностью и собранностью. Это же можно сказать и о вещах потяжелее, вроде «For Whom The Bell Tolls» от Metallica.
И теперь второй вывод — колонки «любят ток», как говорят меломаны. Так что не поленитесь подобрать соответствующий усилитель, сообразно запросам акустики и ценовому соответствию. Вот и наш Quad Artera Solus Play в другом сетапе вел себя безукоризненно, но сейчас вынужден ограничиться конвертацией сигнала и функцией предусилителя, передав усиление компонентам помощнее.
Однако не спешите вешать на EVO 4.4 ярлык «металлических» колонок. Они просто хорошо и добросовестно отыгрывают тяжелые жанры, но при этом несколько отстраненно, без огонька. Лично мне здесь не хватило ноток злости и агрессивности. Впрочем, это уже вопрос вкуса, может у вас сложится иное впечатление.
Зато хорошо записанный мелодичный рок, к которому я, в том числе, отношу Dire Straits, льется как бальзам на уши — звук чистый, прозрачный и сбалансированный. Не менее эффектно воспроизводится акустический прогрессив-рок. Однако и здесь найдется специфическое «но». Эта подача довольно нейтральная и бесстрастная, без явной красивости, которая свойствена, к примеру, неким «хорошим скандинавским колонкам».
Внизу гладкой задней панели расположены клеммы для bi-wiring подключения
Очень выигрышно EVO 4.4 подают джаз и свинг. В джазовом стандарте «Take Five» Dave Brubeck Quartet мне наконец удалось услышать обещанный производителем эффект, когда ты слушаешь не аппаратуру, а непосредственно инструменты.
Отлично согласованный дуэт купольного среднечастотника и ленточного твиттера позволяет рекомендовать колонки для композиций, где основной упор делается на вокал, как скажем, прозвучавшие на тесте госпел-группа The Fairfield Four или канадская джазовая певица и пианистка Diana Krall.
Большие симфонические произведения EVO 4.4 рисуют объемно и масштабно, а порой и с изюминкой. В Auf der Jagd, Polka Schnell (полька «На охоте») Иоганна Штрауса-младшего партитура включает настоящие пистолетные выстрелы, которые неожиданно прозвучали столь натурально, что захотелось нырнуть в укрытие и поправить несуществующую каску. А описанное выше «стреляющее» движение низкочастотников только добавило впечатлений.
Раз компания заявила о родственных технологиях у EVO 4.4 и дорогой серии Elysian, то накануне я не удержался от прослушивания той действительно незаурядной флагманской линейки. Надо признать, что рассматривать тестируемые напольники как «Elysian для экономных» не получится — слишком велик маркетинговый, конструктивный и ценовой разрыв.
Однако есть и общие черты. Это, прежде всего, подход к звуку, где упор сделан на точное воспроизведение низких частот и ровное натуральное звучание с минимумом окраса. Только флагманы делают это на два порядка лучше. Но и EVO словно пытаются перерасти свою ценовую категорию качеством изготовления, солидным дизайном и сбалансированной подачей.
Практика
На фоне подробнейшего описания всех деталей создается ощущение, будто перед нами акустика стоимостью в 5-10 раз больше, чем она стоит на самом деле. Технологии заявлены серьезные, но не будем все-таки забывать, что перед нами бюджетная модель, а значит, есть и компромиссные решения. Так, например, вставка в центре СЧ/НЧ-динамика пулевидной формы — пластиковая и вклеена в диффузор как пылезащитный колпачок. А еще, на мое мнение, внешний вид динамика портит наклейка подвеса поверх кевлара. При диаметре 130 мм в принципе кевлар мало видно, а тут еще подвес вокруг… Вероятнее всего, это чисто технологический момент, и подклейка подвеса снизу не дала бы желаемой амплитуды движения диффузора или как-то еще негативно повлияла на ситуацию. Наконец, попытка прикрыть все это грилем у меня вызвала недоумение, поскольку гриль имеет выступ в нижней части, закрывающей часть логотипа. Возникло ощущение, что дизайнеры гриля и акустики — разные люди, которые не встречаются и не общаются между собой.
Классический мягкий купол калибра 25 мм
А вот дизайн задней панели реализован отлично. Скромная пара клемм, закрепленных на узкой площадке, смотрится прекрасно — ведь кому-то в голову пришла светлая идея расположить ее вертикально, и получилось стильно и необычно. Качество отделки и сборки также не разочаровало: глянцевый черный лак хоть и вышел из моды, но тем не менее выглядит опрятно и мажорно.
Впрочем, говоря об акустике, придираться стоит к звуку, а не к внешнему виду. И тут, кстати, все тоже очень интересно и неоднозначно. С первых нот удивляют две вещи. Первое — как разработчики умудряются уже десятки лет сохранять единый и абсолютно узнаваемый звуковой почерк? А второе — как из этих маленьких колонок удалось выжать столько баса?!
Традиционный для серии Diamond кевлар окрашен в черный цвет
Первое мое знакомство с акустикой Wharfedale Diamond состоялось в начале нулевых, и с тех пор в память врезался их специфический характер с насыщенным полновесным басом и красивой, тембрально богатой нижней серединой. Точно такой же характер я услышал и сейчас. Фирменное «варфедейловское» звучание идеально подошло для голоса Леонарда Коэна, который звучал настолько наполнено и реалистично, что невозможно было понять, играют ли бюджетные полочники или дорогой и полноразмерный High End. Басовые ноты в «In My Secret Life» звучали очень убедительно — опять же казалось, что слушаю напольники.
Щель, идущая вокруг основания акустики, это продолжение встроенного внутрь фазоинвертора
Однако дальнейший перебор контента многое поставил на свои места. Женский вокал ZAZ оказался уже не столь насыщенным и убедительным. На композиции «On Ira» полочники показали себя в полном соответствии бюджету и размеру: голос и живые инструменты играли несколько упрощенно, а основной акцент пришелся на вокал и ритм секцию. Верхних частот при этом было немного, и в итоге гитары получились не столь звонкие, как хотелось бы
Но при этом в звуке осталась еще одна фирменная черта Wharedale — энергия и драйв, а это в случае с ZAZ ох как важно! Так что итог все равно положительный
Качество материалов и изготовления нареканий не вызвало и выглядит тоже очень прилично
С танцевальной электроникой и рэпом дела обстоят очень неоднозначно, поскольку отдача акустики в басовой области имеет резкий спад. Фактически мы имеем четкую границу, ниже которой баса практически нет, а выше которой он абсолютно полноценный и мощный. Вот и получается, что одни треки играют будто бы на больших напольниках, а другие (с очень низкой басовой линией) — чересчур легко, как на компактных полочниках. Драйв передается в обоих случаях, так что если добавить сабвуфер с быстрым откликом, получится прекрасная система даже для вечеринок.
Простые по сути своей клеммы развернули вертикально, что освежило дизайн
Ожидаемо хорошо колонки справляются с роком, особенно блюз-роком и прочими ритмичными жанрами. Вполне гармонично, хотя по характеру несколько темно, тепло и олдскульно прозвучали хиты Dire Straits. На альбоме ZZ Top «La Futura» верхних частот оказалось неожиданно много, временами тарелки даже пытались солировать. Но с передачей энергетики снова все в порядке — качают с первых нот. Гитары на соло в меру остры и пронзительны, а бас в должной степени расхлябанный и грязный (строго по характеру записи, хочется заметить, без какой-либо отсебятины со стороны колонок). Глубины нижних частот, как и в некоторых танцевальных треках, тут не хватило, и вновь захотелось добавить саб.
На корпусе каждой колонки есть недвусмысленное напоминание: перед вами настоящий британский Hi-Fi
Система
Обычно мы стараемся слушать акустические системы с усилителями, находящимися с ними в равной ценовой категории или, по крайней мере, с наиболее вероятными претендентами, входящими в предполагаемый шорт-лист потенциального покупателя. Однако на этот раз получилось тестировать акустику с компонентами, о которых большинству из нас остается только мечтать: предварительным усилителем Quad QC-24 и двумя моноблоками Quad QII 40. В качестве источника стоял проигрыватель Cambridge Audio Azur 651BD, коммутация — Atlas Cables серии Equator.
Звучание Wharfedale 11.2 воспринимается как естественное дополнение к связке усилителей Quad
Перед началом прослушивания обе акустические системы и мое кресло разместили в вершинах равностороннего треугольника с длиной стороны 1,5 м. Расстояние от колонок до расположенной сзади стены составляло около полуметра.
На этот раз в качестве музыкального материала остановимся на диске «Мистическое сновидение» (The Mystic’s Dream) в исполнении Лорины Маккеннитт (Loreena McKennitt), а также традиционной подборке рока и современной музыки от EISA.
Выводы
Теперь можно сделать окончательные выводы. Предположения подтверждаются: перед нами настоящие, британские «варфы», которые отстроены на манер породистого британского звука! Без сомнений, похожую настройку подачи можно услышать и у других именитых британских хайфайщиков, но и бюджеты там совсем другие!
Wharfedale отчасти рискнули, отдав в такой важный для них момент Карлу-Хайнц Финку работу по настройке новых Diamond. Diamond, Карл! И тот результат, который мы получили по итогам рассмотрения Diamond 12.2, только радует.
Акустика получилась не такой нейтральной, как ее новый диффузор, но взамен слушатель получает интересный и живой саунд, который не будет утомительным ни при длительном, ни при громком прослушивании. Отличный уровень проработки басовой линии при поддержке достойного оформления остальных диапазонов — любителей такой подачи искать не придется, они уже давно среди нас!